Город

Архитектура Новосибирска глазами молодого урбаниста

Опубликовано 27 июля 2016 в 21:17
0 0 0 0 0

Новосибирску чуть больше ста лет, а на его плечах висит все та же старая потертая шинель. Взгляд его печален и глубок, как у женщины, ждущей своего пропавшего без вести мужа, что вот-вот появится на раскаленном горизонте заката. Возможно, еще 50 лет назад безупречный советский костюм, точно по фигуре и характеру, соответствовал серому облику эпохи. Но сегодня, когда даже пыль давно попрощалась с миром архитектурного коммунизма, а безумные огоньки в глазах перестали прыгать вслед за Великой Идеей, фирменный образ всеобщего равенства слишком бросается в глаза. Он словно отталкивает все современное с первой минуты личного знакомства с Новосибирском. Чтобы наш город перестал быть советским пережитком, его нужно упорно менять, перестраивать, не разрушая при этом молотком нигилизма. Мы поговорили с молодым архитектором Никитой из модного столичного института «Стрелка» и узнали, как сделать из Новосибирска современный город.

О Новосибирске

Как и всякое другое искусство, архитектура это выражение какого либо сообщения. Если говорить об архитектурных стилях, то это, как правило манифестация власти, её идеологии. Так, классицизм связан с идеями эпохи просвещения: рационализмом и свободомыслием, которые в свою очередь связаны c укреплением буржуазии в политической жизни государств. Cоветский авангард был выражением идей революции: социального равенства, обобществленного быта, изменения индустриальных канонов. Сталинский ампир — это выражение мощи СССР, и так далее.

Сообщение, которое несет Новосибирск — это скорее свобода предпринимательства, желание зарабатывать деньги. Это отражается в огромном количестве рекламы и различных торговых павильонов, быстровозводимых торговых сооружений и тд. Чем-то это похоже на Лас-Вегас, как отмечают, например, немецкие исследователи Мetrozones.

1-2

Когда среди пустыни вдруг появился невероятный коммерческий потенциал, вся архитектура стала состоять из рекламы. У нас можно видеть что-то похожее, например, на площади Маркса, площади Калинина, и еще много где.

Этот коммерческий потенциал — это плюс для города, тут есть рабочие места, много жилого строительства, потенциал для роста. Сюда едет много людей из соседних городов. Но при этом в результате всего этого бурного коммерческого строительства город становится не очень-то и комфортным, чтобы в нем жить. Везде припаркованы машины — не пройти. Кругом визуальный мусор — негде отдохнуть глазу. Молодые люди, которые тут родились мечтают уехать либо в Москву, либо в Питер, в зависимости от склада характера.

Выходом из такой ситуации станет соотнесение этого неуемного коммерческого потенциала с парадигмой комфортности, парадигмой «города для людей», создание комфортной среды, не разрушающей тех плюсов города, которые уже есть. А использование созданных плюсов станет главной (по крайней мере серьёзной) задачей всех молодых и не очень архитекторов, урбанистов нашего города.

original

Проблемы

Часто архитектор, особенно молодой, оторван от стройки, существуя как бы в параллельном мире чертежей и 3д-моделей. Также существует коммуникативная пропасть между проектировщиками и конечными потребителями архитектуры. Редко архитектурное проектирование опирается на серьёзные исследования существующей среды и процессов, в ней происходящих, и куда чаще — на идеи проектировщиков и нормативы.

Также со стороны горожан часто нет запроса на качественную городскую среду. Спрос этот следует создать — и это еще одна интересная задача.

212

Делать это можно, например, через различные интернет-ресурсы и прочие средства распространения информации, показывать примеры, как могли бы выглядеть наши города, объяснять почему качественная архитектурная среда — это важно и хорошо. А также вовлекать горожан в дискуссию.

Качественная городская среда возможна только там где налажен диалог между всеми заинтересованными сторонами. Горожане, как одна из этих заинтересованных сторон, часто никак не включены в этот диалог.

Один из набирающих популярность трендов — партисипаторное проектирование. Когда конечные потребители/пользователи архитектуры (среды) участвуют в её проектировании через разного рода обсуждения и различные практики. Хороший пример из истории, про то что сначала нужно посмотреть, где люди ходят, а потом в этих местах делать дорожки. Также мало кто мыслит в масштабах целого города или хотя бы крупных участков территории. Часто в наших городах отсутствует внятная стратегия развития, как отмечает Вячеслав Глазычев, один из самых значимых исследователей городов и городской среды в России.

Будущее Новосибирска

Поиск идентичности — один из популярных трендов сегодня. Хороший вопрос: чем один сибирский город отличается от другого и как это можно выразить?

В масштабах городских районов этот вопрос кажется мне еще более интересным. Идентичность. Характерерность конкретного места должна быть выявлена, её нельзя назначить сверху. На основе выявленной идентичности можно развивать территорию, тогда возможно сложится какой-то стиль застройки, место привлечет инвесторов и туристов.

mczgo9qw1WA

Методом по её выявлению могут стать междисциплинарные практики, например, воркшопы по изучению территории, в которых будут участвовать специалисты различных направлений: антропологи, архитекторы, урбанисты, социологи, журналисты, историки и другие, а также местные жители. Междисциплинарность — ключ к нахождению эффективных и нестандартных решений

Личное мнение

Мне кажется интересным изменение самого процесса проектирования. Сделать его более интегрированным в процессы, происходящие в городе, чтобы проект не спускался сверху вниз от производителя к потребителям, а органично вырастал из запросов заинтересованных сторон и учитывал потребности всех остальных заинтересованных сторон. И, соответственно, проводить различные исследования и практики по выявлению этих запросов, на основе которых строилась бы стратегия развития города и прилегающих территорий.

1197610_1380x1040

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook