Общество

Чем плох праздник Холи: комментарий Алексея Лобова

Опубликовано 02 августа 2016 в 20:19
0 0 0 0 0

Ничто так не портит вкус, как человеческая ненасытность, и ничто не может так испортить ненасытность, как это может сделать человек. Умный человек станет глупо использовать свой разум, подчиняясь своей ненасытности, а глупый человек может вполне разумно воспользоваться своей ненасытностью, утопая в самой дешевой добродетели — страсти, которая является кратчайшей линией между скукой и счастьем. Истинная красота дается тяжело, а все, что создается во имя страсти, чревато крупными неприятностями. Такими, как фестиваль красок.

Сейчас человек не делает ошибок, все глупости за нас успешно совершили предки, а мы теперь гордо повторяем их и весело кружимся в хороводе опустошения, как на сломанной или горящей карусели. Фестиваль красок стал нашей очередной глупостью, что заражает любые пришедшие извне явления, приспосабливая их под монументальную, могучую и характерную русскому народу ненасытность. Все это касается литературы, кинематографа, музыки и большинства вещей, имеющих для нас значение.

Это касается искусства в целом и людей, которые в нем ничего не понимают, но под давлением грубых чувств и повелительных приказов ограниченности начинают писать стихи, коронуя себя дымом сигарет, снимать фильмы, обрамляя свой талант критикой, пользоваться людьми, проводя каждые выходные фестиваль красок.

холи2

Ценность имеют только те вещи, которыми мы не пользуемся или пользуемся крайне редко. Фестиваль красок еще в прошлом году стерся об острые углы обыденности, а сжатый в руках порошок стал вульгарным символом безнадежного спокойствия, а не счастья. Дышишь — значит жив, участвуешь в «красках» — обесцвечиваешь дорогу, по которой гонишь день от точки пробуждения до точки сна. Худшим во всем этом, конечно, то, что потребление вновь довлеет над здравомыслием.

Граница между тупостью и знанием, дикостью и культурой начинается с нашего отношения к потреблению.

Кроме того, «краски» стали символом культурного обнищания Новосибирска. Нам впихивают пережеванные годами жвачки религиозного и нравственного абсурда, а мы, как голодные мальки, пытаемся обсосать и без того обглоданный праздник, который, прежде всего, должен вызывать у нас непонимание, а не желание скорее им воспользоваться. Мы еще не научились все адаптированное перемещать в область ассоциаций и таким образом выводить за рамки приемлемого или дозволенного.

Что может быть страшнее, чем новое обрусевшее лицо Холи, которое может появиться столь же внезапно, как у Хэллоуина или Дня Святого Валентина?

Что может быть страшнее того факта, что нечто внешнее, инородное, странствующее приживется метастазами в культуре как родное или исконно ей присущее? Такая акклиматизация приводит к катастрофам, угнетению и слабости, ведь никто и представить себе не может в Индии масленицу, пасху или крещение.

холи3

В последнее время Новосибирск выполняет роль межкультурной гавани, сотканной из рассеянных по миру праздников. Беречь традиции никто не в силах, да и кому это нужно, когда наше поколение напоминает пустую бутылку, в которой горлышко чересчур узко для преданности, грусти, нежности и веселья безо всякой на то причины. Мы стали скучными и поэтому пытаемся найти утешение не в себе, не в сюжете жизни, а в более простых и тусклых событиях, что еще больше вводят человека в меланхолию и не желание оставаться наедине с самим с собой.

Все же «краски» — это один из самых позорных эпизодов в культуре Новосибирска, который не выпутывает нас из скуки, а наоборот — постепенно стягивает в узел, и чем больше мы неосознанно углубляемся в такого рода веселье, тем узел становится туже, забытые ценности покрываются пылью, сыплются и распадаются.

Одно только непонятно: почему новосибирские православные активисты так отчаянно, словно мы живем во времена Крестового похода, борются с Хэллоуином, но совершенно при этом игнорируют фестиваль красок? На этот вопрос мы попросили ответить Алексея Лобова, безусловно знакомого вам всем.

Читать далее
0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook