Развлечения

Что говорит нам надпись на стене. Откровения уличного художника.

Опубликовано 12 сентября 2014 в 16:37
0 0 0 0 0

AEeoVFuPrvQ

Летним утром TNR отправился погулять со своей черепашкой и на гараже возле дома увидел свежий трафарет – портрет симпатичной девушки. Вечером трафарет уже был аккуратно закрашен свежей краской. Через несколько дней трафарет появился опять, на прежнем месте. На этот раз это был Грампи Кэт, который вскоре также был закрашен неутомимым владельцем гаража. Спустя время на этом месте нарисовали от руки нарисованный «х*й». Рисунок как бы намекал: не нравятся девушки и котики – три кисточкой х*и. Нас настолько заинтересовала дуэль между хозяином гаража и неизвестным художником, что мы решили отыскать креативного художника и расспросить о его творчестве.

TNR: Расскажи о себе? Как стрит-арт вписывается в твои увлечения?

Иван: Я – обычный преподаватель вуза. Гуманитарная сфера, кандидатская степень и все такое. Стрит-арт и современное искусство вообще – один из давних моих интересов. Т.е. я совмещаю в себе и того, кто делает уличное искусство, и того, кто его изучает.

TNR: Ты уже далеко не подросток. Что послужило импульсом, который заставил тебя выйти на улицу и начать рисовать?

Иван: Да, баллон я взял в руку очень поздно по меркам стрит-арта: где-то в 28 лет. Идея выразить что-то через образ была давно, но останавливала самая малость – я вообще не умею рисовать. А потом весной 2011 я посмотрел фильм Бэнкси («Выход через сувенирную лавку»), в котором меня зацепила простая мысль – тот, кто хочет —  просто делает, год за годом вырабатывая стиль и мастерство. Так я решился с помощью фотошопа, принтера, обойного ножа и своих рук сделать первые пару трафаретов, а потом еще, и еще… Ну, вы поняли.

TNR: Как реагируют окружающие на твое необычное хобби?

Иван: Я не афиширую свое занятие. Это было бы как минимум странно, учитывая, что я работаю преподавателем. Но те, кто знают – воспринимают нормально, среди них нет людей со стереотипами в духе «это же хулиганство». Есть и те, кто поддерживают меня. Например, несколько друзей и жена активно помогают, ходят со мной на ночные вылазки.

TNR: В чем смысл граффити? Чем граффити или стрит-арт отличаются от надписи, типа «Здесь был Вася» или «Маша супер»?

mUKJdGnG93c

Иван: Уличный рисунок – это скорее жест, чем высказывание. Все такие серые, унылые тащатся на работу и тут бац – рука за плечо. Вот что-то вроде этого и делает стрит-арт. Смысл же возникает у каждого свой. Граффити, например, по большому счету только привлекает внимание, чтобы сказать «Я есть». В стрит-арте образ может наполняться либо эмоциональным содержанием, либо социальным посланием. И разница только в том, что у уличного искусства есть попытка индивидуального и творческого подхода к попытке задеть других.

TNR: А надписи «Я тебя люблю» на асфальте под окном тоже стрит-арт?

IxpTFWZd0CM

Иван: Это было круто только впервые. Последующее копирование без попытки творческого преобразования обесценивает само сообщение. Так что человек, в сотый раз написавший под окном «Я тебя люблю!», по сути расписался в следующем: Да, я люблю тебя, но не настолько сильно, чтобы ради тебя пораскинуть мозгами и создать что-то новое. На месте девушки, я бы оскорбился таким признанием в любви. Но некоторых это устраивает. Обычное дело, какие музы – такие и художники. Или какие художники – такие и музы. Это процесс взаимный.

TNR: Значит уличное искусство следует читать как сообщение. И как же его расшифровать?

NkEndBZIBbc

Иван: Стрит-арт – это квинтэссенция городского духа. Поэтому он такой разный, непохожий. Город – это всегда смесь толпы и ярких личностей, необычных событий и серых будней. Вот так же и стрит-арт, что-то берет из привычной повседневности, а что-то изобретает сам. Основным инструментом является образ, причем это чаще всего яркий, суггестивный образ. На бытовом уровне люди редко задумываются, что действие образа столь же реально, сколь удар по лицу или химическая реакция в организме. Образ влияет на эмоции и мысли, хотя его восприятие очень сильно зависит от зрителя. Так что его не надо специально как-то расшифровывать.

TNR: Многие посчитали бы тебя вандалом, что ты на это скажешь?

Иван: Большинство здравомыслящих людей способны почувствовать разницу между рисунком на историческом памятнике и граффити на бетонной стене или заборе. Я считаю, что и граффити и стрит-арт должны быть уместны, должны вписываться в городскую среду, а не нарушать ее. Я стараюсь не рисовать там, где это вызовет излишне негативные эмоции (например, на магазинах, где кого-то обязательно заставят это стирать или закрашивать). Вандализм я признаю как свободу разрушать в сфере образов и идей, а не как порчу окружающего мира.

TNR: Уличный художник работает в основном ночью?

Иван: Иногда художники договариваются о разрешении с собственниками и делают свою работу днем, но все-таки большая часть рисует ночью. В связи с этим есть забавная закономерность: если вы возьмете обычные краски и станете разрисовывать днем какую-нибудь стену (за исключением официальных учреждений), то никто и слова не скажет, но как только увидят баллончик – то вы тут же превратитесь в вандала и хулигана.

TNR: Случались какие-нибудь интересные происшествия во время таких ночных вылазок? Как реагируют случайные свидетели, милиция?

TDsTCOLON3E

Иван: Частенько что-то происходит. Прохожие иногда осуждают, иногда интересуются смыслом. Полиция, как и положено – хмурит брови и запрещает безобразия. Но обычно все обходится, тут все зависит от того, как будешь вести себя и говорить с патрульными. Однажды я с помощником делал большой трафарет (на тему безумного чаепития из Алисы Кэрролла). Мы долго выбирали тихое место, т.к. работа предстояла долгая. И вот когда мы сделали где-то треть работы, прямо перед нами около подъезда остановилась машина, и из нее появилась синяя брючина с красным лампасом. А потом и целый майор. Он был лаконичен, сказал «Не надо это тут». Мой товарищ не выдержал, сорвал трафарет и умчался в темноту. А затем, когда майор вошел в дом, а его машина отбыла, я кое-как по частям собирал из смятых кусочков трафарета оставшийся рисунок. В итоге некоторые детали картины исчезли, а в паховой зоне кролика вообще возникло пикантное умолчание. Впрочем, столь трудно давшийся нам рисунок, не прожил долго.

TNR: Как часто закрашивают твои произведения?

Иван: Постоянно. Вообще зависит от места, но обычно так или иначе город приводят в порядок и закрашивают. Однажды я сделал трафарет, и на следующий же день эту стену оштукатурили и закрасили. Через пару дней я пошел делать другой на том же месте. Когда делал, подъехал парень, посмотрел и говорит: «А это не вы прошлую работу делали? Классная, но я даже не успел с ней сфотографироваться». Да, я тоже не успел. Но это случайное совпадение, а бывают и упоротые граждане, которые кушать спокойно не могут, пока не закрасят трафарет на своем любимом гаражике, или возле своего цветника.

Sf18mY_7U5c

TNR: Что скажешь о славе художника? Она к тебе уже пришла?

Иван: М-да, какая уж тут слава. Ну, разве что иногда вижу у людей фотографии моих работ или селфи на их фоне. Недавно, конечно, был удивлен, увидев одну из первых своих работ сначала у топового ЖЖ-блоггера, а затем на паблике Шедевры рекламы. Наверное, это и есть она, слава.

Услышав такие откровения преподавателя, TNR решил сходить в магазин за баллонами краски и разукрасить Оперный театр в космическом стиле. Творите и не бойтесь хозяев гаражей с кисточками!

Беседу вела Светлана Нечитайло

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook