Город

Эль Лисицкий в Академе: как картины гения русского авангарда оказались в Сибири?

Опубликовано 01 июня в 17:51
0 0 0 0 0

Новосибирский арт-критик Сергей Самойленко  в пространстве «Арт Ель» прочел лекцию о неизвестной выставке картин Эль Лисицкого в Новосибирском Академгородке в эпоху оттепели. Редакция TNR побывала на лекции и расскажет вам о том, как самый востребованный русский художник современности был показан в Сибири в период тотальных запретов.


Выставка работ светила русского авангарда в Советском Союзе была лишь один раз. И это была выставка в картинной галерее Дома ученых Новосибирского Академгородка в декабре 1967 года.

«Эль Лисицкий сейчас самый популярный русский художник на Западе. По числу упоминаний, проходящих мероприятий, издаваемых книг, трудов о нем, числу ссылок он является главным. Не Малевич, не Кандинский, а именно Эль Лисицкий» — рассказывает Сергей Самойленко

Особенно интересуются звездой русского и еврейского авангарда в Германии, где он когда-то жил. Там часто проходят экспозиции работ художника, они представлены во всех крупнейших музеях страны. В России выставка в Академгородке долгое время оставалась единственной в своем роде.

Лишь спустя несколько десятилетий, уже жители современной России в 2013 году, вновь смогли увидеть работы гения авангарда на совместной выставке Государственного Эрмитажа и голландского музея Ван Аббе «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы», организованной в рамках перекрестного Года России и Нидерландов.

В России сейчас активно изучают европейский период жизни Эль Лисицкого – помимо живописи и графики он увлекался фотографией, занимался дизайном и архитектурой. Его работы, статьи и заметки, сохранившиеся в Германии, изучаются исследователями.

«Однако о выставке его работ в Новосибирске в 1967 году почти никто не знает. Она даже не значится в каталогах о выставках художника и в исследованиях о русском авангарде», — говорит Самойленко


Почему Эль Лисицкий так важен для русского авангарда?

Эль Лисицкого называют «рупором русского авангарда».  Его ПРОУНы (проекты утверждения нового) — объемно-пространственные композиции, объединяющие возможности плоскости и объема, не имеющие четкой ориентации по вертикали и горизонтали и предназначенные для обзора с четырех или шести сторон, стали новым словом в искусстве.

В своем творчестве художник стирал границы жанров и видов, смело использовал цвет и объем, отдавая должное, как и Малевич, динамике геометрических форм.

 

 

Кто решился организовать выставку Эль Лисицкого в Новосибирске?

В Новосибирске показывать в то время умершего много лет назад и забытого всеми, непризнанного официальными властями художника, удалось благодаря первому директору картинной галереи Дома ученых Академгородка Михаилу Макаренко.

«Он был совершенный авантюрист с невероятной судьбой. Нечто среднее, между Остапом Бендером и графом Калиостро» — рассказывает Сергей Самойленко

Родившийся в еврейской семье в Румынии, он ребенком перед войной сбежал от начинавшихся еврейских погромов в Советский союз и был «сыном полка» во время войны. А после попал в Новосибирск, и стоял у истоков создания галереи Дома ученых Новосибирского Академгородка.

На посту директора галереи в 1966—1967 годах он провел выставки ярких русских авангардистов Николая Грицюка, Дмитрия Гриневича, Павла Филонова, Роберта Фалька, Михаила Шемякина. Выставки пользовались огромной популярностью во всей стране – посмотреть этих «полузапрещенных» художников оказалось возможным только в Новосибирске. И в Академгородок  стали приезжать известные люди сферы культуры и научные светила страны, чтобы посмотреть  выставки.

Как картины Эль Лисицкого попали в Новосибирск?

Во время войны жена Эль Лисицкого Софи вместе с маленьким сыном Йеном, будучи немкой, была интернирована в Новосибирск, где и прожила всю оставшуюся жизнь. С собой в ссылку вдова художника взяла архив Эль Лисицкого и часть его работ, из тех, что она не передала в дар Третьяковской галерее.

 

Успех экспозиций и присутствие вдовы Эль Лисицкого привело к идеи организовать персональную выставку художника. Помимо работ Эль Лисицкого из личной семейной коллекции, были выставлены и работы, хранившиеся в запасниках Третьяковки – всего около 30 работ стало доступно для публики.

Никаких фото или видеосвидетельств выставки не сохранилось, хотя она стала ярким событием для города. Остался только рукописный список выставленных работ Эль Лисицкого и два небольших сообщения о выставке в местных газетах.

 

Известно, что несколько работ Эль Лисицкого с выставки были подарены галерее, но после они бесследно исчезли. Работы Эль Лисицкого и сегодня «всплывают» на крупнейших мировых аукционах и их цена не опускается ниже нескольких сотен тысяч долларов.

Какое продолжение получили авангардные выставки?

Следующей должна была стать выставка Марка Шагала. В архиве галереи даже сохранилось письмо от Марка Шагала, который дал Макаренко согласие на проведение выставки.

Но воплотить задуманное, несмотря на успешные переговоры с Шагалом, давно жившим во Франции, Михаил Макаренко не успел. Вскоре «за вольнодумство» он был уволен, а в 1969 году арестован. В 1978 году власти выслали его в Германию, а после галерист, показывавший сибирякам Эль Лисицкого во времена застоя, эмигрировал в США.

Сегодня о творчестве Эль Лисицкого написано несколько монографий, но о жизни художника, его семьи и судьбе его картин лучше всего рассказала немецкая писательница Ингебор Приор. Ее книга «Завещание Софи. От Ганновера до Сибири» о вдове Эль Лисицкого Софи Лисицкой-Кюпперс и наследии художника, в 2016 году была издана на русском языке.

Послушать лекцию Arzamas о русском авангарде и узнать, как Малевич, Кандинский, Родченко, Татлин, Ларионов, Лисицкий и «бубновые валеты» создали радикально новое искусство XX века можно здесь:

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook