Развлечения

Куда пропадают старые трамваи?

Опубликовано 21 ноября 2014 в 19:43
0 0 0 0 0

02

Городской транспорт – одно из важнейших составляющих любого муниципального образования. А уж сибирские троллейбусы и трамваи – ключевое звено в жизни города, так как без них жизнь попросту встанет и замерзнет, иначе для чего еще безустанно работают наши ТЭЦ? Конечно, чтобы обеспечивать энергией муниципальный электрический транспорт. Но работа транспорта – это еще, оказывается, полдела… Важной частью жизни этих экологически чистых предметов, помогающим нам передвигаться по заснеженным городским пустыням, является его «уход на пенсию». TNR выяснил, куда деваются трамваи-старички с городских улиц.

33

Начнем с небольшого экскурса в историю трамвайного транспорта. Ведь без знания прошлого — истории, невозможно четкое понимание будущего — «ухода в историю». Еще в 19 веке в результате роста городов появилась необходимость создания общественного транспорта. Можно считать, что прадедушки трамвая были одними из первых в гаражах городского транспорта. Это были так называемые конки – вагончики на конной тяге. Но было это не слишком удобно, к тому же активно развивалось электричество, которое требовалось куда-то присобачить, ибо в каждом доме уже горела лампочка «Ильича». Громоздкие железнодорожные пути с огромными вагонами поезда не прижились на городских улицах, и тогда в 1881 г. совместными усилиями России и дружественной Германии была создана первая трамвайная линия под Берлином. Это оказался очень выгодный транспорт, и государства, просекшие возможность сэкономить на улучшении инфраструктуры, тут же стали запускать новые и новые трамвайные линии. В Новосибирске первые трамваи появились лишь в 20 веке, однако, на данный момент именно наш город является одним из самых рациональных в использовании и переработке этого замечательного вида транспорта.

7a40be37383e

Основным импортером трамваев в наши сибирские края всегда выступал Рижский завод. В 40-50 е гг. в каждом городе на улицах им. Ленина бегало бесчисленное количество замечательных моделей трамвая МТВ-82. Куда же делись эти трамваи сейчас?

367317_original

Средний срок службы единицы трамвайного транспорта – 28 лет, нетрудно догадаться, что трамваи прошлого века давно куда-то исчезли. Как нам ответил работник Ленинского ДЭПО, эти трамваи безжалостно шли на металл. В среднем, с 200 экземпляров получается не менее 3500 тонн металла. Но есть и «выжившие» счастливчики из этих несчастных – целых 2 трамвая середины 20-го века отправились на вечный покой в новосибирский музей электрического транспорта. Таковой у нас существует, но слышно о нем, увы, мало – то ли экспонатов собрано пока не так много, то ли «отшибное» местоположение (в глубинах левого берега) выбрано не слишком удачно. По словам работников, модель МТВ-82 – это их особая гордость. Таким образом, в большинстве своем старые модели трамваев нашли свой последний приют именно в грудах металлолома.

383208

Но есть и более современные трамвайчики, которые вот-вот должны уйти на покой, по крайней мере, из Новосибирска. С этими образцами не осмеливаются поступать также, как с современниками Ленина. Путь каждого отдельного трамвая определяется индивидуально. Те экземпляры, которые были получены около 20-30 лет назад прямо с завода и которые находятся в более-менее адекватном состоянии, отправляются в своеобразный «этап»: из Новосибирска в Барнаул, из Барнаула в пригороды, а потом выставляются на аукцион и призраки этих вагончиков ездят где-нибудь в странах третьего мира. Те же, кто явно не может дальше эксплуатироваться без хотя бы минимального ремонта расходятся на несколько путей. Об этих путях нам рассказал специалист в области трамвайного транспорта Матвей Брагин:

0_2f529_7b98245f_XL

«Тремя основными путями дальнейшей службы трамваев являются модернизация, металлолом и музей. Бывают, конечно, исключения, в виде переделки отработавших ресурс вагонов в служебные, но это, в общем-то, довольно редкое явление. Ещё в Москве продают б\у трамваи в Таганрог, но это, вроде как, не смерть.
Что касается модернизации, то есть три типа. Модернизация трамвая модели ЛВС-86 (трамвай с гармошкой). В этом случае просто продлевается срок службы вагона с минимальными косметическими изменениями (светодиодные софиты, стеклопластиковая маска, новые поручни и сидения в салоне). И две модернизации вагона ЛМ-68М, в ходе которых меняют практически всё, включая кузов. Остаются только тележки. ЦКР (цех капитального ремонта) производит модернизацию трамваев ЛВС-86К. Про неё особо много говорить не буду. В ходе ремонта трамваю продлевают срок службы. Изменения относительно невелики — на вагон устанавливают новую маску из композитов, новый токоприёмник, заменяют проводку и отделку салона, и так далее. Но система управления при этом остаётся прежней — неэкономичной реостатно-контакторной. Так что говорить о кардинальной переделке вагона нельзя.

3891360_original

Какой процент вагонов отправляется на вечный покой? Я могу сказать так — пока трамвай может ездить — он будет ездить, даже если его срок службы уже давно превышен. Конечно, это решают службы ГЭТа, но на металл трамваи отправляют только тогда, когда вагон уже практически безнадёжен. Списать трамвай можно либо по истечению срока службы (16 лет в большинстве случаев), либо, если соответствующая комиссия признает его непригодным к восстановлению (как, например, после ДТП). Если в любом крупном городе вроде Новосибирска списать все трамваи, которым больше 16 лет, то останется менее 40% подвижного состава, поэтому, как позволяют средства, стараются вагоны модернизировать. В принципе, в РФ многие города любят проводить трамваям КВР: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар, Красноярск, Барнаул, Челябинск и другие.

0_878f5_e29765f3_orig

Трамвайных музеев же в России совсем чуть-чуть. Не будет преувеличением сказать, что лучший трамвайный музей в РФ находится в Петербурге. Разумеется, обычно сохраняют там по одному — двум вагонам каждой модели. О новосибирском и вовсе не слышно.
Но в целом, если брать всю Россию — конечно, количество вагонов, уходящих в утиль намного больше, чем отправляющихся на КВР. Вообще развал трамвайных систем — одна из плохих тенденций современной России. Трамвай полностью закрыли в Рязани, Иваново, Шахтах, Карпинске, Воронеже. В одном Воронеже, как гласит Википедия, при развале СССР было около 300 трамваев. Почти все они разрезаны, ибо трамвайную систему закрыли в 2009 году.»

0_878f8_eca9c6dd_orig

Присмотритесь на очередной проезжающий трамвай по Серебрениковской: возможно именно он завтра будет списан с учета и отправится в долгое путешествие, в конце которого он станет грудой металла. Дорогие новосибирцы, помните, что трамвай – вымирающий вид транспорта и его надо беречь!

0 0 0 0 0
21 ноября 2014
22 ноября 2014
Вконтакте
facebook