Marvel отдыхает

Опубликовано 14 августа 2014 в 18:57
0 0 0 0 0

 

комиксы_12

TNR с детства ненавидит…читать. Вот почему твиттер и комиксы – наши лучшие друзья. Оказывается, не так интересно читать комиксы, как слушать об их создании! Новосибирец Артём Траханов публикуется в том самом ImageComics, которые подарили миру «Ходячих мертвецов». В эксклюзивном интервью Артём рассказал историю Undertow и всю подноготную российской комикс-индустрии.

комиксы_1

История «как Артёма нашел успех, пока тот его не искал» очень похожа на сказку. Одним вечером сценарист Стив Орландо отправился в гугл на поиски русских комиксов. Потому что бабушка у Стива была русской, а значит и у него самого есть русские корни. Так он нашел тумблер с заголовком «Hey kids, Russian comics!» что как бэ намекает. Стив заинтересовался, пролистал страницу-другую и решил написать автору блога. Им оказался обычный парень из Новосибирска, которому нравилось рисовать комиксы и категорически не нравилось читать длинные простыни. Чуть не отправив письмо в спам, Артём зацепился взглядом за первые строчки «Hello, Artyom! I’m a comic writer…» Это было в далеком 2011 году.

x9epUz7uLdY

— Image Comics — одно из 4 самых крупных изданий наряду с Marvel. Как ты туда прорвался?

— Мы со Стивом сделали питч по Undertow – такой короткий комикс страниц на восемь, типа «трейлер», чтобы было, что показать разным издательствам. Готовили его где-то полгода, дорабатывали героев, сюжет и все такое. Осенью мой сценарист отправился на Нью-Йоркский Comic-Сon. Там он встретил своих друзей из небольшой издательской компании, которым показал наш питч. Ребятам он очень понравился, и они предложили: «хочешь показать его Эрику Стивенсону?» (Эрик — главный редактор Image Comics, прим.редакции) Стив не успел толком ничего сказать от шока. Тут из-за угла вытащили Эрика Стивенсона, Стив дрожащими руками протянул питч, тот его посмотрел и просто сказал: «мы берем». АААААААААААААА!!!!!!!!!!! Не видел реакцию Стива, но думаю, он там прыгал-скакал от счастья!

— Издательство как-то подстегивает в процессе работы или не следит за дедлайном?

— По сути нет, авторы оказываются предоставлены сами себе.

— Т.е. уложился в срок – возьми с полки пирожок, нет – контракт растрогается?

— Как такового контракта даже нет. Есть просто определенное общее соглашение об обязанности издательства перечислять регулярные выплаты роялти авторам комиксов. Как я позже узнал, в издательстве работает не так-то много человек. Есть главный редактор, есть человек из отдела продаж, из отдела анонсов, печатный департамент и так далее. Но это не гигантская корпорация с огромным офисом, где все бы сидели. Нет закрепленного за каждым автором редактора и т.п. Получается все в руках авторов, и потому у издания не стопицот комиксов в год – очень многим авторам не хватает выдержки докончить работу и они сдуваются.

— О чем «Undertow»? Расскажи для нубов!

— В Undertow есть Атлантида — супер-древнее государство, которое или когда-то погрузилось под воду, или всегда было под водой… И есть сухопутный мир, населенный древними животными и неразвитыми пещерными людьми. Атланты же – это подводные жители с интеллектом современного человека. Атлантида является таким типичным государством, в нем достаточно жестокий политический строй, неравенство и все такое. Часть ее жителей, главные герои, решают, что хватит это терпеть, и им эта жизнь не подходит.

— Хотят убежать?

— Да, они строят корабль, который может плавать и летать, и в скафандрах, похожих на космические, «высаживаются» из воды на землю. Начинают изучать пещерных людей, их общество и пытаются понять, как им строить новую жизнь, не имея при этом возможности дышать воздухом. Об этом первые шесть номеров первого тома.

— Чем кончится эта история? У вас же есть продуманный сценарий? 

— У нас вообще есть план на 3 тома. Мы придерживаемся структуры «Звездных войн» или того же «Властелина колец» – каждый том заканчивается небольшим триумфом, маленькой победой (или поражением) в большой войне.

— Ну, а в итоге, герои вырвутся из Атлантиды или их депортируют на Родину?

— Ууу, это я не могу сказать! Иначе будет все впечатление испорчено. Спойлер!

— Как переводится Undertow?

— Подводное течение. Такое символическое название – это и течение в социуме, помимо очевидного.

— Ты так много рисуешь. Не чокнулся еще?

— Ну, шарики за ролики иногда закатываются, это да. Мне пришлось научиться рисовать быстрее, чтобы оптимально работать.

— Не бывает такого, что ты нарисовал одно, а сценарист видел это как-то иначе и просит перерисовать?

— Нет. Стив всегда оставляет мне простор для фантазии и уважает моё мнение. Бывает наоборот, что я ему подкидываю идеи на своем ломаном английском: «смотри, вот эту сцену можно закрутить сильнее» или «этот момент лучше устроить так».

— Но он же понимает твой английский?

— Конечно! Да и нельзя сказать, чтоб я ваще не знал английского, все-таки за эти годы поднатаскался хорошо. Фишка в том, что общение с американцем в творческом плане, это еще такой огромный пласт чего-то нового в иностранном языке.

— Наверняка из общения со Стивом ты понял всю «кухню» комикс-индустрии за бугром. В чем ее основное отличие от нашей?

— Там люди всегда открыты для каких-то новых проектов, встреч, готовы обмениваться опытом. У нас же все это очень разбито, прежде всего, территориально. Есть Москва, в которой с начала нулевых устоялась хоть какая-то комиксная тусовка художников. И есть я в дыре Новосибирск, где еще 2,5 человека вообще этим интересуются.

комиксы_7

— А почему так? Что мешает нам достичь уровня столицы?

— Не знаю… Сам этому очень долго удивлялся, когда начал увлекаться комиксами. Теперь в Нск появился клевый комикс-шоп «Карандаш», который меня очень поддерживает. Судя по тому, как магазин работает и только растет: сейчас наконец-то вылезли из-под камней все фанаты комиксов.

— Значит, заинтересованные люди у нас все же есть?

— Да, и я очень надеюсь, что хоть кто-то из них уже занимается комиксами. Может кто-то через пару лет начнет это делать. Нужно развивать это дело.

— Не возникало желания самому начать что-то развивать у нас в городе, проводить какие-то сходки по комиксам?

— Думаю, здесь и без меня справятся. Все же не покидает ощущение, что мои комиксы не слишком подходящие для российского рынка, что ли.

— Наши не поймут?

— Не то чтобы… попробую объяснить. Вот в Америке есть комикс супергероика, просто гигантский массив комиксов, с которым ничто  не сравнится. Но при этом сама индустрия комиксов настолько большая, что в ней нашлось место и миллионам других комиксов, и каждый комикс может найти своего читателя.

— А у нас спросом пользуются только самые популярные комиксы?

— Да, больше всего в России фанатов именно супергероики, и есть небольшое количество фанатов других комиксов. Московское издательство Bubble, например, поступили очень продуманно с маркетинговой точки зрения. Одна выпущенная ими серия «Майор Гром» рассказывает про русского милиционера в кепочке и шарфе а ля Жеглов и Шарапов…

комиксы_8

— Стоп-стоп. Что?? Это они всерьез или со стебом?

— Они просто считают, что комиксы в России должны пройти тот же путь, что и в Америке 100 лет назад. Тогда комиксы были развлечением для малых детей и рабочих, разных эмигрантов.

— Эти комиксы несут в себе образовательную функцию?

— Нее, они просто рассчитаны на не слишком взыскательный вкус, я бы так сказал. Есть еще у Bubble комикс про персонажа вроде Данилы Багрова из фильма «Брат», он бывший военный, который погиб и был воскрешен, чтобы бороться с демонами. А есть еще серия «Инок», которая рассказывает о православном кресте, который дает великую силу его носителям.

— Жуть какая-то!

— Это просто очень ловко придуманные идеи, которые достаточно просты для запоминания. В общем, все рассчитано на их массовость. Поначалу все на эти комиксы скептически смотрели, хмыкали в кулачки. Сейчас, спустя год, у них уже довольно большая сеть распространения, и ни одна из запущенных серий не закрылась. Получается такой востребованный мейнстрим.

— А где ты? Получается ты не мейнстрим?

— Меня куда-то влево клонит. Но прям андеграундом назвать себя не могу, есть еще более отклонившиеся чуваки, чем я. У нашего комикса такая маленькая ниша, которую можно занять в Америке и просто счастливо в ней находиться.

— Есть стереотип, что комиксы для детей…

— Да, есть такое. Но даже у нас этот стереотип наконец-то побеждают.

— Получается ты, весь такой взрослый женатый парень, планируешь этим «баловством» заниматься всю жизнь?

— Да!!! Надеюсь.

— Комиксами реально прокормить семью, если бросить основную работу?

— А я и так ее бросил, в феврале, чтобы закончить последний номер Undertow. Устал как собака вкалывать на двух работах одновременно. Немножко поперебивался заказами разными, а потом начали приходить чеки от Image…

— И тут ты понял, что все нормально?

— Нууу… неплохо!

— Новую работу собираешься искать?

— Надеюсь, не придется. Все равно это все очень непредсказуемо, у издательства многое зависит от ежемесячных продаж. В случае чего, можно продавать оригиналы страниц комикса. В Америке есть коллекционеры, которые собирают оригиналы обложек. У меня вот так уже купили парочку.

— Что это за люди? Они какие-то странные или обычные дяди-тети?

— Обычные взрослые дяди, которым не жалко и которые любят комиксы!

— Все же это странно, одно дело марки с монетами, но комиксы-то зачем?

— Ну как же? Висит на стене большая красивая страница, дыру на обоях прикрывает. Эстетика! *Смеется*А если серьезно, у меня вот дома висит обложка нашего второго выпуска Undertow, которую рисовал другой художник. Я постарался сделать так, чтобы в тираж выходили два варианта обложек – моего авторства и от приглашенных авторов-звезд. Мало того, что эти художники согласились, они до сих пор поддерживают нас, всегда могут дать совет. У меня от этого прям море позитива!

b5155865f1ZTQEFCV_85561_df7f627817

— Как думаешь, почему они согласились помочь? Прониклись самой идеей комикса?

— Хочется верить, что им комикс нравится, но главный фактор сыграл дух поддержки, который есть среди зарубежных авторов.

— А у нас нет такой поддержки среди авторов?

— У нас этого меньше, к сожалению. Важнее нарисовать что-то за деньги (которых мало), а в свободное время что-то, что хочется самому себе. Да что там, я и сам был «злым русским», пока мне заграничные коллеги не начали помогать. Теперь беру с них пример и тоже стараюсь быть полезным. Есть один русский комикс «Не место для героев», готовящийся к изданию, для которого я буду рисовать обложку, например. Это такой бартер у нас получился – Ярослав Астапеев, художник этого комикса, нарисовал четыре страницы для эпилога Undertow. Меня поразил его энтузиазм, и мне безумно нравится его стиль, я бы и сам хотел так же уметь, но не получается. Хотя Ярославу всего 19 лет и я хочу его убить за это! *Смеется*

— Ага, конкуренция?! Уже кто-то на пятки тебе наступает.

— Точно! Комикс Ярослава называется «Не место для героев», должен выйти до конца этого года. Он такой черно-белый, а персонажи там типа Роршаха из «Хранителей». Ходят-шатаются по мрачным улицам, где всегда идет дождь или просто грязюка. И все действие происходит в условной реальности, не Россия, и не Америка, а какая-то усредненная страна. Но при этом Ярослав как-то нарисовал шикарный бетонный забор, которые у нас стоят вдоль строек…

— И сразу стало все понятно…

— Да, палево вышло *смеется*

— Как думаешь, в будущем комиксы будут так же кому-то нужны в печатном варианте?

— Да, во всяком случае, они будут выходить еще долгое время в печатном виде, причем даже в России. В Америке есть большой пласт коллекционеров, опять же. Они любят купить выпуск в запечатанном пакетике, аккуратно его распечатать, прочесть комикс, засунуть назад в пакетик, запечатать как следует и спрятать в пыльную коробку под кровать.

— А пакетик-то зачем?

— Можно и без. Но это уже не тру.

291737_original

— Какие-то упоротые люди!

— Думаешь у нас не так? В России тоже развивается тенденция к коллекционированию, правда без фетиша на пакетики. Впервые я с этим столкнулся на прошлом фестивале «Знаки», когда до открытия «Карандаша» оставались считанные дни, и у них был расставлен маленький лоточек. Лежит целая гора комиксов, вокруг толкутся хипстеры в шляпах с криками «мне нужен этот старый выпуск тора!», «у меня нет еще этой обложки!», я пожал плечами и ушел. А через полгода в самом магазине от них было уже не протолкнутся.

— Ты так много общаешься с другими художниками и авторами из Америки… Сам не собираешься туда перебираться когда-нибудь?

— Собираюсь. В Канаду! В России безблагодатная и ненадёжная среда, как для спокойной жизни, так и для сотрудничества с людьми за границей. Не хотелось бы однажды проснуться с китайским интернетом и не иметь возможности отправить соавтору письмо в Нью-Йорк. Ну а «когда» — пока сложный вопрос.

комиксы_13

— Нет желания в дальнейшем создать свой авторский комикс, без других сценаристов? Может у тебя какие-то идеи есть?

— Он у меня уже есть, называется «Мэд Блэйд» — http://blayde.org Там я себе и чтец, и жнец и на дуде игрец. Правда, на полгода пришлось «заморозить» выход комикса, чтобы больше успевать в других проектах. Есть ещё пара других идей, но на всё времени совсем не хватает.

— Откуда ты берешь вдохновение для создания образов героев? Или для тебя это легко – сел и нарисовал?

— Всегда по-разному. Некоторые персонажи появляются как будто сами, некоторые сперва мучительно рождаются, потом натужно эволюционируют. Я не люблю демонизацию творческого процесса, но в нём много непредсказуемых вещей.

— Вопрос как художнику: что для тебя самый лучший подарок?

— Работы других художников (рисунки, книги), и, наверное, инструменты для рисования. Ещё самокат хочу!

комиксы_14

TNR решил спросить народ, чем же их так покорил Undertow:

Владимир Веселов:

Специфичной рисовкой, скетчиком, да божественной креветкой.

Дмитрий Солодский:

Понравился довольно своеобразный рисунок Артёма и покраска. Неплохое решение с мини-панелями, которые акцентируют внимание на деталях.

Артём Мячин:

Хорошая проработка технической части вселенной, неплохая концепция мира. А вообще просто знаю автора иллюстраций, поэтому и слежу за судьбой комикса.

Дмитрий Кислицин:

Гранжевые иллюстрации!

Вот такие авторы с большой буквы живут с нами в одном городе! TNR чертовски этому рад и расстроен одновременно: кто знает как бы сложилась судьба, если мама не ругала бы нас за рисунки гениталий на обоях?

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook