Опубликовано 25 ноября 2015 в 09:48

Новосибирские ученые обнаружили доказательства первого крупнейшего вымирания живых организмов на Земле, а также смогли довольно точно датировать это событие.

раскопки в поисках вендобионтов

На протяжении геологической истории планеты фиксируется пять крупнейших вымираний организмов. Первым считалось ордовикско-силурийское вымирание, случившееся 450–440 млн лет назад. Мы получили результаты, показывающие, что за 100 миллионов лет до этого, примерно 550 млн лет назад, произошло еще одно массовое вымирание живых существ. Мы назвали это вымирание «котлинский кризис». В ходе его на планете бесследно исчезло целое царство живых организмов. Это был единственный в истории биосферы кризис, когда до основания была уничтожена вся существовавшая тогда пищевая пирамида, а вместо нее возникала совершенно другая, современная, с водорослями и растениями в основании, а не бактериями, как было ранее

– рассказал Дмитрий Гражданкин, доктор геолого-минералогических наук, старший преподаватель кафедры исторической геологии и палеонтологии НГУ, заведующий лабораторией палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН.

По его словам, причиной кризиса стали первые животные, следы движения которых найдены в отложениях.

Все организмы в разной степени трансформируют окружающую среду, однако благодаря способности к передвижению и активному поиску пищи, благодаря высокой эффективности в переносе питательных веществ и энергии между пищевыми уровнями в экосистеме, благодаря способности контролировать состояние пищевой цепи в целом животные стали могущественными конструкторами экосистем. Все современные экосистемы построены именно животными. Поэтому, как только появились первые животные, они сразу взялись за работу. А научившись зарываться в осадок, животные фактически уничтожили микробиальный субстрат, на котором жили вендобионты. Таким образом, первые животные уничтожили их мир и дали возможность сформироваться новой экосистеме