Город

Открытие театра Оперы и балета 70 лет назад

Опубликовано 10 мая 2015 в 16:49
0 0 0 0 0

В этом году Новосибирский театр оперы и балета празднует своё 70-летие. 12 мая 1945 года, после разгромной победы советского народа над фашистами, в измождённой от войны стране свои двери распахнул не новый оружейный завод, а храм культуры. TNR решил узнать, что писали в газетах об открытие театра и его первой опере «Иван Сусанин».

История строительства

0006

Закладка первого камня будущего архитектурного шедевра узнаваемого во всём мире началась 22 мая 1931 года. В стране начали сворачивать НЭП, ударными темпами идёт выполнение первой пятилетки, у руля стоит Иосиф Сталин. Спустя 9 лет строительство театра было завершено, настало время монтажа оборудования. Работники чкаловского завода кропотливо трудились над механизацией парадного и антрактного занавеса. Коллектив строительного цеха изготовил все детали фундусного хозяйства.

0004

Открытие театра планировалось на 1 августа 1941 год, но начало ожесточённой войны с немецкими захватчиками отбросило эти планы на несколько лет… Во время Великой Отечественной Войны под куполом здания, под которым может уместится московский Большой театр, хранились экспонаты многих эвакуированных из европейской части страны музеев и галерей.

001

– Советская Сибирь, выпуск №89 от 8 мая 1945 года

Открытие театра

0007

Советские войска, неустанно бившие врага, продвигались в сердце армии тьмы, помогая тыловикам каждым своим шагом вперёд сделать широкий глоток свободы. Четыре года войны, блокада Ленинграда позади, Красная Армия освобождает Европу. В номере газеты Советская Сибирь за 8 мая 1945 год в разделе «В театрах и кино» впервые фигурирует название «Театр оперы и балета», а ниже подпись «открытие театра». Вот оно торжество культуры над войной, видимо, Победа не за горами!

Открытие в Сибири Театра оперы и балета в дни всенародного торжества победы над гитлеровской Германией – знаменательное событие в жизни не только нашего города, но и всей страны.

– Советская Сибирь, выпуск №92 от 12 мая 1945 года

Переполненный зал тепло встретил артистов, награждая их шумными аплодисментами. Спектакль «Иван Сусанин» прошёл с большим и заслуженным успехом, а после исполнения оперы, по типичной советской традиции, состоялось торжественное заседания на тему Победы в войне.

В тот знаменательный день коллектив театра получил поздравительные телеграммы из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Горького, Алма-Аты, Куйбышева, Кемерова и других городов Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны против фашисткой Германии ни на мгновенье не прекращалась деятельность нашего народа, и одним из результатов этой деятельности является вступление в строй такого чрезвычайного крупного очага советской культуры, каким по праву должен быть признан Новосибирский государственный театр оперы и балета.

– Советская Сибирь, выпуск №92 от 12 мая 1945 года

Коллектив

Коллектив театра по численности примерно был на третьем месте в СССР. Его творческий и технический аппарат был нарощен до тысячи человек, из которых большинство квалифицированных, прошедших длительную выучку, специалистов было женщины.

В первом спектакле роли исполняли:

  • Иван Сусанин – артист Кривченя,
  • Антонида – артистка Дорбролюбова,
  • Собинин – артист Сорочинский,
  • Ваня – артиска Ярославская.
  • Режисссёр – Н.Г. Фрид.
  • Дирижировал И.А. Зак.

Театр, кроме основных творческих цехов, располагал большим производственно-техническим и художественно-оформительским хозяйством. До конца года на сцене прогремело ещё четыре премьеры: «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Кармен» Ж.Биже, «Травиата» Д.Верди, «Запорожец за Дунаем» С.С.Гулак-Артемовского.

Первая постановка

Театр начал свою творческую жизнь постановкой оперы «Иван Сусанин» – родоначальника русской классической оперы, одного из величайших шедевров мирового оперного искусства, в которой есть всё, что составляет славу и величие мировой музыкальной культуры. Опера является самой трудной во всём музыкально-театральном репертуаре, не уступая в этом отношении даже вагнеровским творениям.

002

Говорят, молодой хор составляют преимущественно совсем неопытные певцы, как правило, не обладающих почти никакой профессиональной подготовкой, но участники хора Театра оперы и балета справились со своей задачей на все сто процентов. И в первом акте и в чрезвычайно трудной сцене в избе (третий акт) хор пел великолепно.

Пел-то хор хорошо, но война не могла не сказаться на качестве. Мужских голосов в хоре было весьма недостаточно, наблюдался явный перевес женских. Вследствие этого местами звучность хора теряла жёсткость и немного провисала.

0008

Следующим провальным моментом был неполный состав оркестра. Огромный зал Новосибирского театра наделён превосходными акустическими свойствами, но сокрытие недостатка нужных звуков является сложной задачей. Но тем не менее, высокой оценки заслужил дирижёр И.А. Зак, добившийся многого в звучании молодого оркестра.

Дирижёр И.А. Зак и постановщик спектакля Н. Г. Фриду совершенно правильно не допустили появления и тени слащавой чувствительности, сентиментальности, по меньшей мере неуместной в трактовке этого великого создания русского национального гения.

– Советская Сибирь, выпуск №94 от 15 мая 1945 года

Советские критики чересчур придирчивы, поэтому даже дирижёру выказали упрёк. Им не понравилась его некоторая склонность к затягиванию и замедлению темпов, в частности, в сцене в избе и отчасти в вальсе второго акта. Не дурно так-то.

0005

А вот артиста, исполнявшего роль Ивана Сусанина похвалили с лихвой. По их словам, он принадлежал к числу самых лучших исполнителей этой партии на советской оперной сцене. «Это блестящий одарённый артист создал гармонический целостный образ, одинаково удачный как в музыкально-вокальном, так и в сценическом отношениях. Мощная фигура, прекрасный сильный и в то же время мягкий, звенящий металлом голос, выразительная мимика, благородная скупость жестов» — писал Городинский.

xeNuebeBB-Q

1946 год. Балетная студия, в центре Михаил Моисеев

Отдельно порадовал народ танцевальный «польский акт», в успехе котором все были обязаны балетмейстеру Моисееву.

Несмотря на войну, ведь никто не знал ещё, что она завершится, хотя исход был уже близок, сцены в опере были сделаны с необычайной пышностью. Особенно всем запомнилась сцена во дворце короля Сигизмунда.

Шляхта в зелёных, красных, ярко-синих камзолах, женщины в парче, разноцветных шелках, сценический оркестр в сияющих серебряных шлемах – всё это выглядит чрезвычайно помпезно.

– Советская Сибирь, выпуск №94 от 15 мая 1945 года

003

Конец войне, народ ликовал и никто ещё не догадывался, что зданию необходим капитальный ремонт, о том, что будут проблемы с куполом и театр подвергнется многочисленным реконструкциям и уж тем более трудящемся народу и в голову бы не пришло, что одна из постановок может оскорбить чувства верующих. Вся культура страны просыпалась после долгое военной консервации.

Начинается период мирного строительства, период дальнейшего расцвета нашей социалистической культуры.

– Советская Сибирь, выпуск №92 от 12 мая 1945 года

Автор:Артем Федосеев

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook