Развлечения

Пикассо из Новосибирска

Опубликовано 30 декабря 2014 в 15:19
0 0 0 0 0

Привет, Новосибирец. Сегодня в нашей комнате проходит персональная выставка Николая Грицюка.

grizjuk

 

Родился художник Николай Демьянович Грицюк в 1922 году, скончался в 1976. Картины этого художника являются визиткой Новосибирска по всему миру. В 1960-х годах художник в циклах живописных акварелей и темпер выработал свой художественный язык, свой вариант узорчато-пестрого, полуабстрактно-сюрреалистического авангардизма.

1-most_cherez_kamenku-serija-novosibirsk-1960-buma

В 1939 году молодой Грицюк был призван в армию, успел повоевать под Сталинградом, прошел по Украине, Венгрии, Австрии. Вернувшись с фронта, художник поступил в Московский текстильный институт. Надо сказать, от такого выбора его близкие в восторг не пришли. Еще бы: орденоносец, фронтовик, офицер – и пошел с тряпками возиться. Но логика в поступке Грицюка была.

5-pamjati-chekhoslovackikh-sobytij-1968-goda-1968-

 

В текстильном ВУЗе можно было поэкспериментировать, в отличие от классических школ живописи. Факультет декоративного оформления тканей, вероятно, предопределил стиль художника: воздушность, многоцветность, декоративность. В 1949 году художник знакомиться со студенткой Валентиной Таудэ. Девушка сначала влюбилась в картины Грицюка, потом – в него самого. И стала опорой для художника, которого в будущем ждали критика, упреки и непонимание.

6saOD

Получив образование, Николай работает сначала в Ленинградском доме моделей. В1952 году он переезжает в Новосибирск, будучи художником реалистом. Семья Грицюков приехала в растущий, динамичный, развивающийся город. На картинах этого периода Новосибирск — это деревянные избушки, которые теснят яркие новостройки, узкие старые улочки, попираемые широкими проспектами.

griz2

Грицюк активно развивался как мастер городского пейзажа, много работал. Ради удачной зарисовки художник не боялся забираться в самые неожиданные места, на чердаки и крыши домов. Напуганные жильцы грозились вызвать милицию, считая, что это воры за их имуществом явились. Для зимнего пленэра Грицюк смастерил себе «домик на лыжах», с печуркой, стульчиком и этюдником.

Грицюк-реалист уже обладал определенной известностью, дружил с другими новосибирскими художниками. Также он участвовал в создании Новосибирской картинной галереи, помогал искать произведения изобразительного искусства.
Оригинальность и самобытность, которые были заметны в раннем творчестве Грицюка, постепенно начинают формировать собственный стиль художника. Композиция картин усложняется, появляется особая динамика и ритмика картин, точные и однозначные предметы преображаются в неопределенную игру красок. Так формируется особый авторский язык новосибирского творца: что-то среднее между абстракцией и сюрреализмом.

N.Gricyuk.Letnij-vecher.jpg

Но переломный момент в творчестве Грицюка наступает в 1959 году, когда художник написал акварель «Закат. Новосибирск». Именно после этой картины родился тот Грицюк, которого ценят во всем мире знатоки живописи. Но это сейчас. А в Советском Союзе такая самобытная живопись — яркая, декоративная, стилизованная — вовсе не вызывала восторга.

Как рассказывает друг художника, Олег Комов, на одной из московских выставок Грицюк получил такой отзыв: «Товарищ Грицюк, Вы пишете еще хуже, чем Пикассо!». Вот такая ругань, которая на самом деле является лучшим комплиментом. Более того, недовольный посетитель попал в точку, сравнив новосибирского творца с Пикассо.

931_0

Знакомые Грицюка отмечали контраст между замкнутой и сдержанной личностью художника и яркими, открытыми, воздушными его картинами. Современниками творчество Грицюка не было в полной мере оценено. Впрочем, свои стихи художнику посвящали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, его работы вдохновляли Альфреда Шнитке.

5d3e49fb23d4a94abddb05c28e40f4f4_900_0

Сегодня полотна Грицюка путешествуют по всему миру, и надо сказать, своеобразный стиль сибирского художника приходится ценителям искусства по вкусу. Картины Николая Грицюка выставлены в мемориальном зале Новосибирского государственного художественного музея, представлены в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея, берлинского Альт-музеума и многих других музеях и частных коллекциях.

Автор: Попова Аксинья

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook