Развлечения

Радиокухня: секреты от шеф-повара

Опубликовано 09 октября 2014 в 16:01
0 0 0 0 0

TRfUEWtn47Q

На днях TNR получил возможность пообщаться с Сергеем Кругловым — программным директором «Хит FM», «DFM» и «Русского радио» в Новосибирске. Программный директор на радио, как и дирижёр в оркестре – всегда спиной к слушателям, но именно его малозаметные движения приводят множество людей к слаженной работе, позволяющей создавать настоящее искусство. Мы узнали, как устроена кухня наших любимых радиостанций, как рождаются наши любимые голоса и образы, и насколько реально попробовать себя в роли радиоведущего сегодня. Встреча произошла в рамках мастер-класса для ребят из Школы Радио, где Сергей поделился с будущими R&J всеми тонкостями и премудростями этой сложной, но очень интересной профессии.

TNR: Какое у вас образование?

Сергей: Факультет Журналистики Воронежского госуниверситета.

TNR: Что входит в обязанности программного директора?

Сергей: В обязанности программного директора нашего холдинга входит контроль соблюдения формата радиостанции — как музыкального, так и содержательного контента… Ну, и создание этого контента.

TNR: Какими качествами необходимо обладать, чтобы успешно справляться с этой должностью?

Сергей: В первую очередь, это — умение ориентироваться в различных музыкальных форматах, понимать разницу между ними. Это необходимо для того, чтобы можно было легко определять свою целевую аудиторию, и формировать программный продукт с учетом ее интересов. Т.е. понимание этой аудитории и понимание ее требований.

TNR: Как формируется плей-лист для той или иной радиостанции?

-uK9G3XTcts

Сергей: На радио есть должность — музыкальный редактор. Это человек, который отслеживает музыкальные новинки, определяет, что должно звучать на этой радиостанции, а что на ней звучать не может. Он владеет специальными навыками и программным обеспечением, которые позволяют ему просчитывать: какой трек, в какое время и сколько раз должен звучать, чтобы это не только принесло коммерческую выгоду, но и не навредило имиджу радиостанции.

TNR: Какие меры вы предпринимаете, если чувствуете, что радио теряет свою аудиторию?

Сергей: Начинаем анализировать, смотреть, почему это происходит? Это может быть какая-то сезонная зависимость, реакция на неудачную корректировку музыкального контента, или перебор в сторону информационного вещания?.. Наши станции — музыкально-информационные, и как только в эфире появляется больше информации и меньше музыки, аудитория, естественно, начинает уходить с волны. Т.е. сначала нужно понять, что произошло, и затем уже принимать меры.

Uo_JtN7xxjE

TNR: Какие советы вы дадите людям, которые хотят попробовать себя в качестве радиоведущего? С чего начать?

Сергей: Самое главное – не бояться. Потому что страх, на мой взгляд, это единственный профнепригодный аргумент, не позволяющий работать на радио. Вас может трясти от страха до эфира, после эфира, но во время него вы должны уметь отключать все рецепторы, способные вызвать в вас чувство страха… А если отбросить никому ненужный страх, можно много добиться!

TNR: Вы как-то помогаете новичкам в подборе собственного эфирного образа? Как это вообще происходит?

Сергей: Да, естественно. В первую очередь, я слушаю демо-записи. Дальше, уже исходя из того, что слышу, начинаю понимать, в каком ключе, в каком контексте, в каком продукте и формате этот голос можно использовать. Либо это дикторский, новостийный формат, либо формат интерактивного общения со слушателями… Далее, я пытаюсь с человеком встретиться и прошу его записать демо, где усилены те моменты, которые мне показались интересны. Если вижу, что замеченное мною человек может развивать, усиливать, если улавливаю в голосе какой-то азарт, а в глазах — огонек, значит, будет толк! В этом случае, есть возможность работать, расти и развиваться.

wyoaAg0yH7I

TNR: На что еще вы обращаете внимание, кроме голоса?

Сергей: Конечно же, это темпоритм, в котором говорит человек. Если это 70-90 ударов в минуту, такой ритм ближе аудитории в возрасте от 30 лет и старше. Есть люди, которые живут с внутренним ритмом в 140 ударов в минуту, и тогда они все подряд делают и говорят именно в этом ритме. Даже о похоронах они будут рассказывать именно с таким напором в речи. Конечно, такой ритм ближе по духу молодежному радио. Далее, разумеется, стоит обратить внимание на лексику и орфоэпию. Например, если человек говорит «звОнит», а не «звонИт», это практически неисправимо! Разумеется, нам это не подходит.

TNR: Можно ли устроиться на радио, не имея опыта?

Сергей: Наличие опыта – это залог некоего профессионализма. С такими людьми – которые знают «как сделать?», когда получают задачу «что сделать?» — конечно, проще. С новичками – интереснее, но это долгий процесс, который не гарантирует результат ни мне, ни вам. Но шансы этот результат получить есть, если человек сам уже что-то сделал, как-то начал двигаться в этом направлении, записал демо и продемонстрировал свою заинтересованность в результате. Я приветствую приток молодых сил в коллектив, потому что это всегда свежий взгляд, свежие идеи. Так что да, можно.

TNR: Сколько сейчас зарабатывают радиоведущие?

Сергей: Скажем так, работа радиоведущим здесь и сейчас – это не главный источник дохода. На разных радиостанциях Новосибирска стоимость часа работы в эфире колеблется от 250 до 700 рублей. Условно говоря, это — от 2-3 тыс рублей до 15-20 тыс. рублей в месяц. Но вы можете зарабатывать дополнительно на своем имидже. Чем популярнее и узнаваемее ведущий эфира, тем выше его стоимость в качестве ведущего не эфирных мероприятии и корпоративов. Если говорить об увеличении уровня оплаты ведущим за эфир, то тут дело в том, что в Новосибирске просто не было еще такого программного продукта, такого формата программного продукта, за который можно было платить более значимые деньги. Почти все шоу — интерактивные, т.е. построены на общении со слушателями в формате викторины (с различными вариациями). Если это делать в ином формате — какого-то stand-up или ток-шоу, то тогда понятно: отработать 2-3 часа в эфире так, чтобы это было слушаемо, чтобы это было смешно – не то же самое, что позадавать слушателям вопросики, и, разумеется, оплачиваться это должно в других размерах. Но пока я даже не встречал людей, которые могли бы и готовы были так поработать. Если бы они были, я бы с удовольствием предложил им сделать такое шоу на одной из наших радиостанций.

yL_nFzHjvQk

TNR: Как по-вашему, у радио есть какая-то сверхзадача (воспитательная, образовательная), кроме развлечения слушателей?

Сергей: Слава богу, естественно, эту задачу никто не отменял, и не дай бог, когда-то отменит. Любое средство массовой информации потому и массовое, что оно массово информирует людей о чем-либо. Вопрос подбора этой информации — о чем вы будете говорить в эфире, и как вы это будете делать — естественно незамедлительно скажется на воспитании.

TNR: Чего по-вашему не хватает радио на данный момент?

Сергей: Вот как раз того, из-за чего я сегодня здесь. Радио – несмотря на свой солидный возраст на рынке — все еще достаточно молодой бизнес. И он постоянно требует новых вливаний, притока молодой крови. Необходимы новые творческие мысли, творческие взгляды и творческое видение того или иного аспекта. Эта постоянная подпитка и нужна. К сожалению, несколько лет назад интерес к радио спал, выпускники журфаков массово ринулись на телевидение, и радио потеряло приток новых людей. Сейчас люди возвращается на радио, и это радует.

what-materials-built-the-first-radio

TNR чрезвычайно вдохновился столь любопытными перспективами. Он всегда мечтал стать знаменитым и богатым, и теперь ему указали путь. Наскоро попрощавшись со всеми ребятами из Школы Радио, мы побежали домой – репетировать свое собственное stand-up шоу.

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook