Россия стремится к созданию особой экономической зоны

Опубликовано 21 июня 2016 в 10:40
0 0 0 0 0

В правительстве Российской Федерации готовят отчет о перспективах соглашений, направленных на тесное сотрудничество с рядом государств с разных материков.

Речь идет о свободной торговле (ССТ) между 12 странами: Египет, Израиль, Индия, Китай, Индонезия, Иран, Камбоджа, Республика Корея, Венесуэла, Никарагуа, Перу и Чили. Ожидается, что отчет будет готов к сентябрю текущего года. В российском министерстве экономического развития утверждают, что вопрос о свободной торговле между всеми этими странами поднимался уже неоднократно. Безусловно, это обсуждалось даже на двусторонних межправительственных организациях. Последним таким примером можно считать переговоры Москвы с Израилем в 2015-ом году, когда Путин предложил присоединиться к торговле с ЕАЭС.

Однако состав стран, которые должны согласно плану состоять в особой экономической зоне, несколько смущает с политической точки зрения. Конечно, абсолютно все 12 государств в определенной мере дружественно относятся к Российской Федерации. Некоторые из них, действительно, стали больше сотрудничать с нами последние десятилетия как в экономическом, так и в политическом планах: военные разработки с Индией, постройка целой сети газопроводов в Китай, контракты на торговлю сельхозпродукцией со странами Латинской Америки, сотрудничество с Ираном в вопросах добычи нефти и газа. Но это все хорошо работает на двустороннем уровне сотрудничества.

Как рост торговли и дальнейшее сотрудничество будут развиваться, когда объединить все эти страны в одно целое, не ясно. Между некоторыми из них по сей день есть множество неразрешенных споров. Территориальная проблема с Гималаями между Индией и Китаем никуда не делась, Египет и Израиль слишком часто воевали между собой за последние 60 лет, чтобы так просто пойти на сближение. Своим скептицизмом по отношению к образованию подобной особой экономической зоны поделился с Noteru.com политолог Вячеслав Данилов:

Интеграционные процессы, которые стимулировала Москва и инициатором которых был Кремль, отнюдь не все выглядят успешными. Откол Украины поставил под вопрос идею Таможенного союза. Проекты типа ШОС – это предложения по весьма ограниченному альянсу в узких тематических секторах. Очевидно, что в условиях кризиса международных экономических институтов, который стимулируют США, конструируя новые экономические блоки под текущие задачи своей внешнеэкономической деятельности, Россия ищет способы контрблокирования – создания таких же технических и обусловленных конъюнктурой альянсов. Список, который представлен, разумеется, вызывает удивление. Не ясно, по какому принципу он сложился, что общего у наших текущих взаимоотношений с Израилем и Египтом? А, к примеру, Северная Корея будет смотреть на развитие связей РФ с Кореей Южной со слабоскрываемым раздражением. Между Венесуэлой и Никарагуа потерялась Куба. Я не понимаю, что все это значит

Определенную сложность принесет и более глубокая взаимная либерализация в сфере торговли товарами и услугами, которая будет на порядок выше чем та, с которой Россия сейчас имеет дело в Таможенном союзе и в ЕАЭС. Подобная экономическая интеграция за пределами постсоветского пространства может, конечно, обезопасить РФ от резкого прекращения торговых отношений, как это произошло в случае с Западом. У Москвы, в таком случае, всегда будут партнеры, с которыми можно будет торговать даже, если Европа продлит санкции на десятилетия. Но в то же время никто не может пока дать гарантий, что товары и услуги из 12 стран, которые придут в Россию, не нанесут серьезного ущерба отечественным производителям. Это, кстати, касается и самих же стран-участниц, они также могут понести значительный урон по причине слабой конкурентоспособности.

Идея об экономическом союзе этих стран совершенно непонятна. В политическом плане Иран и Израиль, в принципе, несовместимы. Между Чили и Перу политические отношения не очень хороши, к тому же они жёстко конкурируют на рынках меди и морепродуктов, а также за приоритетный доступ на китайский рынок. Индонезия и Камбоджа и так состоят в АСЕАН. Венесуэла наряду с Зимбабве находится в самом жестоком кризисе и ни с кем партнерствовать ещё долго не сможет, а Никарагуа интересна только Китаю с точки зрения будущего межокеанского канала – там больше ничего нет. Корея – один из ведущих кандидатов в члены Транстихоокеанского партнерства, и остальные проекты ей вряд ли интересны. Особенно те, что касаются таких аутсайдеров, как Камбоджа, Никарагуа и нынешняя Венесуэла. Откровенно говоря, я просто не понимаю, что сия идея означает

– делится своим мнением с Noteru.com журналист и историк Евгений Трифонов.

Так что в ближайшей перспективе ожидать создания особой экономической зоны из 12 стран не имеет смысла. И очевидных причин тому три: во-первых, необходимость детальной разработки взаимодействия между сторонами, чтобы ни одна из них не понесла урон, во-вторых, проблема исторически сложившихся противоречий между некоторыми странами, и, в-третьих, очевидная бюрократическая сложность организации такого масштабного союза, требующая больших временных затрат.

Обозреватель Noteru.com Илья Круглей
Источник: http://noteru.com/post/view/18485

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook