Развлечения

Сибирский арт для Москвы

Опубликовано 15 января 2015 в 16:19
0 0 0 0 0

1280_1280_ff9747764a31cbdb7580ae32dd5625ae

Многие ли из вас знают российскую арт-группу, зародившуюся на пороге 2000-го в бомбоубежище в центре Новосибирска? А между тем в Москве это популярный и узнаваемый бренд. Сибирская экзотика котируется в Москве не меньше, чем на Западе, а ушанки и балалайки наверно никогда не выйдут из моды. Поэтому и проекты наподобие этого, создающиеся специально под Москву, на родине, как правило, не особо известны. Но, страна должна знать своих героев. И сегодня мы решили вам о них рассказать.

313351_900

Группа зародилась накануне конца света, когда главным развлечением СМИ были ежедневные сводки о грядущей техногенной катастрофе. Четыре новосибирских художника, взяв каждой твари по паре, а именно собрав группу художников из разных стран, заперлись в бункере в рамках художественной акции Shelter Beyong The Time (Убежище вне времени). Целью акции было создание искусства, лишенного высоких технологий. Но без женщин и алкоголя (а также часов и связи с внешним миром, которые не предусматривались условиями акции) художникам в бункере быстро наскучило. На счастье у одного из них оказалась с собой видеокамера, и, чтобы развлечь друг друга, они начали снимать пародийные видеогэги. Чтобы было еще веселее, а так же чтобы обозначить жанр, решили надеть на носы синие пробки от бутылей с водой. Так родилась серия видеоскетчей, позже представленная широкой публике под названием «Синие носы представляют 11 перфомансов в бункере».

2d22dba94b8e1396

Изначально в проекте принимали участие четыре художника из Новосибирска, но костяком группы с самого начала были Вячеслав Мизин и Александр Шабуров. К слову сказать, Александр Шабуров не из Новосибирска, а из Екатеринбурга. Но когда пара синеносых переехала в Москву, оказалось, что для столицы что Новосибирск, что Екатеринбург – одно и то же. Все, что выходит за рамки МКАД, они считают «Сибирью». Поэтому и группа стала считаться «сибирской». Провинциальное прошлое пошло на пользу будущим скандальным художникам не только поэтому. По словам Александра Шабурова, только в Москве можно с умным видом толкать всякий арт-мусор, подавая это как концептуальное искусство, и иногда это работает. В провинции условия не те, там твое искусство должно быть понятно всем, иначе ты будешь изгнан с позором. Так что, добиваясь, чтобы их искусство стало понятно окружающим, художники и сами стали кое-что понимать из того, что делают. В итоге был разработан проект «народнического современного искусства», демократичного по форме и содержанию, адресованного «и пионерам, и пенсионерам», и сделанного прямо «на коленке».

MaskShow-03-800w

Скандальное творчество «Синих носов» не единожды оказывалось в центре судебных разбирательств, их работы задерживала таможня. Самый знаменитый скандал разгорелся в октябре 2007, когда на проходившую в Третьяковской галерее выставку «Соц-арт», которая должна была после этого переехать в Париж, обрушился с критикой Министр культуры России Александр Соколов. Работа, вызвавшая столь сильное возмущение министра, и по этой причине ставшая наиболее популярной у «Синих носов», была Эра Милосердия, на которой на фоне березовой рощи изображены два целующихся милиционера. Министр назвал картину «порнографией» и «позором России», и не позволил ей проехать в Париж.

Blue-Noses-Алексей-Киселев-7

Сами «Синие носы» иронизируют по поводу клюквы, обильно представленной на их работах. По их словам, когда они пришли к пониманию того, что хотят сделать искусство своим бизнесом, выяснилось, что рынок образов, на который они хотели попасть, не только сформирован на Западе, но им же и заполнен. Оставалось только несколько вакантных мест, которые были оставлены для разнообразия и расширения ассортимента. Грубо говоря, требовалось еще несколько китайцев, один индус и парочка россиян, в качестве прилизанной экзотики. Таким образом, русские были нужны не абы какие, а с бородой, балалайкой, медведем в обнимку и рюмкой водки в руках. До «Синих носов» этому критерию соответствовал Илья Кабаков, который первый открыл для Запада тему коммунального быта России, Борис Михайлов с фотографиями харьковских бомжей и «человек-собака» Олег Кулик. Последний сумел как никто другой выразить ощущение своего времени. Не прибегая к сложным метафорам, он просто встал на четвереньки и залаял, давая понять, что процессы, происходящие в постсоветском пространстве, не прошли для нас бесследно, и сделали из жителей бывшего СССР немножечко собаку. Подобный перфоманс настолько понравился западному зрителю, что Кулик немедленно сделался самым известным российским акционистом.

243509_view

У «Синих носов» тоже была своя фишка, наподобие куликовского лая. Они пускали фейерверки из штанов. Быстро осознав, что отныне они живут не по законам всемирного тяготения, а по законам поп-культуры, как настоящие художники, они не стали противиться судьбе, и во всю стали пародировать стратегию продвижения собственного арт-бренда. Сегодня, когда устраивается какая-либо выставка современного искусства, принято проводить перфомансы. Это что-то вроде салюта для праздника. «Синие носы» поняли это пожелание галерейщиков слишком буквально, и стали запускать фейерверки из штанов. Всего они запускали фейерверки более 30 раз в разных городах и даже странах. И если вы думаете, что это легко быть представителем современного искусства, просто запускай себе фейерверки из штанов или делай несложные коллажики, то вы очень ошибаетесь. Художник сегодня, прежде всего, пролетарий. Ни о какой элитарности и речи быть не может, когда для собственного пропитания приходится лаять как собака или пускать фейерверки из штанов. И, как и во всяком пролетарском труде, в нем есть свои риски. Другими словами, можно себе чего-нибудь обжечь, как это произошло с «Синими носами» в Венеции. Забив на технику безопасности, они допустили возгорание. Загорелись штаны, а двигаться нельзя было, пока не отстреляет весь запал. Так они и стояли с горящими штанами и вздувающимися волдырями на коленках, пока все не закончилось.

243492_view

Жадный на российскую экзотику Запад «Синие носы» эксплуатировали так нещадно, что однажды дошло даже до такой комической истории. Александр Шабуров, с детства боящийся зубных врачей, после призывной комиссии в военкомате не посещал их около 10 лет. А когда ситуация стала критической, и дальше игнорировать стоматологические кабинеты было уже нельзя, выяснилось, что медицина за эти годы стала платной. Будучи свободным художником со скромными и нерегулярными гонорарами, он осознал, что вылечить самостоятельно зубы, причем не один, а сразу несколько, ему будет очень и очень нелегко. И он решил сделать это художественными средствами. Подумал, и подал заявку в Фонд Сороса. Написал, что художественная деятельность сегодня, это не столько создание объектов искусства в традиционном смысле, сколько структурирование своего «я», наведение порядка в голове, и в зубной полости в частности. Таким образом, лечение и протезирование своих зубов он подал как художественный проект, и заявку одобрили, а во рту у Александра Шабурова красуется не какая-нибудь, а арт-керамика.

5968685785_22e7a0a169_o

Вообще, подход к искусству у «Синих носов» очень обывательский, в не самом плохом смысле этого слова. По их версии, современное искусство сошло с того пьедестала, на котором оно когда-то находилось, став вровень с простым народонаселением, даже в чем-то снизойдя до этого уровня – уровня кухонного разговора. И раз уж такое случилось, то в кухонном разговоре кого-то наставлять или вещать не к лицу. Как лев состоит из переваренной баранины, так же и творчество «Синих носов» состоит из переваренных визуальных образов, увиденных ими за день. Такое вот пищеварительное искусство. У них даже выставка одна так называется — «кухонный супрематизм», где на полотнах изображены фотографии геометрически вырезанных кусочков хлеба, сыра, колбасы, масла, а завершает все это великолепие слепленный из пластилина унитаз в натуральную величину.

468865_original

Мы же, как люди, принадлежащие более молодому поколению и с ощущением «собаки» сросшиеся не настолько плотно, находим, что «Синие носы» это больше мошенники от искусства, но мошенники обаятельные. Особенно позабавила одна их работа, где они изображают классических русских мужиков в рубахах-вышиванках, с накладными, явно пародийными бородами, топорами в руках и хлебом-солью. Работа называется «NATO, WELCOME». Художники, делающие клюкву, и эту же клюкву высмеивающие – это все-таки как минимум два уровня рефлексии, что уже что-то. Многие клюква-мейкеры дальше первого уровня не поднимаются, продолжая до гроба изображать из себя не понятых быдло-населением своей родины, но ценимых художественно более продвинутым Западом талантливых художников. Тем более забавно, что на таких вот «мошенников» из «Сибири» ходит любоваться целая Москва, не говоря уже о том же НАТО. И даже голосуют за них рублем и другими валютами. И правильно, за глупость нужно платить.

Автор статьи: Светлана Нечитайло

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook