Развлечения

Вальс Шуберта. Режиссер Станислав Шуберт — о кино в Сибири и современных фильмах

Опубликовано 20 сентября 2016 в 20:14
0 0 0 0 0

Разве может человек, обладающий человеческими чертами танцевать, творить и радоваться в Новосибирске, отталкиваясь от чувств? Обычный — нет, но режиссер Станислав Шуберт, проигнорировав страшный вердикт Первомайского суда, снял с себя наручники врожденного табу, чтобы снимать фильмы и запечатлеть на пленке все многообразие людских судеб, их мечты и желания. Мы поговорили с режиссером, которого не запугал террор Новосибирска, не избалованного кинематографическим искусством.

1

Начало карьеры

Первый фильм я снял в 12 лет на 8-миллиметровую кинопленку. Это была короткометражная хроникальная лента о Новосибирске. Затем я сделал несколько любительских документальных фильмов, участвовал в фестивалях. Научила жизнь. Люди научили. Общаешься с разными людьми, с профессионалами и с простым народом, смотришь фильмы- гениальные и плохие, так и учишься. Учишься всю жизнь.

О вестернах

По иронии судьбы, фильмом, который подвиг меня пойти в кинематограф, был именно вестерн «Человек с бульвара Капуцинов». А точнее, советская пародия на вестерн. На мой взгляд- гениальная картина. В ней соединён глубокий смысл- влияние искусства на человека, с замечательным юмором, в антураже Дикого Запада, причём все сделано отлично, без халтуры, и смотрится современно на сегодняшний день. Для нашего кино это большое достижение. Я посмотрел этот фильм в возрасте 8-лет, тогда отмечали 100-летие кинематографа, и я понял, для чего родился- я буду снимать кино!

2

Настоящие, американские, вестерны я посмотрел позже, в более взрослом возрасте, и лучшие из них — это фильмы Джона Форда «Дилижанс», «Искатели», спагетти-вестерны Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», это классика. Хотя, мне нравятся фильмы любых жанров, главное, чтобы фильм чем-то «цеплял», и в конечном счете имел смысл, какой-то посыл. Что же до творчества Квентина Тарантино, — это, безусловно, очень талантливый человек со своим видением, юмором. Если такое кино, как «Человек с бульвара Капуцинов» нужно смотреть всем и в любом возрасте, то Тарантино- для любителей конкретно этого жанра. «Омерзительная восьмерка»- на мой взгляд, неудачный фильм, хотя снят хорошо, в широкоэкранном формате, на 70 миллиметровую кинопленку, но вот «Джанго освобождённый», на мой взгляд- хороший вестерн.

лучшие вестерны
по мнению Станислава Шуберта
  • Джон Форд «Дилижанс», «Искатели»
  • Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе»
  • Квентин Тарантино «Джанго освобождённый»
  • Алла Сурикова «Человек с бульвара капуцинов»

Диалог, политика, размышления в фильмах

Если вы о диалогах в фильмах, как о постоянной болтовне- я не люблю её, прежде всего кино — визуальное искусство, я придерживаюсь этой позиции. Тарантино — мастер интересных диалогов. Кино — это всегда уход от реальности, погружение в другой мир, ради этого его и ходят смотреть. На мой взгляд, оно должно быть ближе к реальности, затрагивать проблемы людей, каким бы фантастическим не был сюжет.

Документальное кино для меня — это всегда размышление о наблюдаемой жизни, и я ничего не навязываю — пусть зритель посмотрит фильм, тоже поразмышляет и сделает свои выводы сам.

Мне интересен прежде всего процесс создания фильмов, я получаю от этого кайф. Это и постоянные путешествия по всему миру, по удивительным местам, общение с документальными героями, погружение во всевозможные жизненные ситуации. Это очень интересно. На съёмках игровых фильмов всегда праздник, хотя для меня это всегда нервная работа. Что касается славы, богатства, признания, то в этом плане, нас, сибирских кинематографистов, я в шутку называю «бесславными ублюдками». И действительно, большинство населения не знает, что есть сибирские фильмы, но все же хотелось, чтобы их смотрели, иначе для чего их снимать!?

Планы на будущее

Сейчас я пытаюсь завершить короткометражный игровой фильм, это так называемый «сибирский вестерн», который мы снимали здесь, в Новосибирске, с детской телекомпанией «Старая мельница».

Довольно-таки амбициозный проект, поскольку делается в Новосибирске, практически без бюджета, на кинопленке 35 мм, силами энтузиастов. Также в планах создание нескольких документальных фильмов, как авторских, так и в сотрудничестве с другими режиссерами в качестве оператора.

О новосибирском кино

Если говорить честно, то в Новосибирске нет кино. Как и нигде в России, кроме Москвы и отчасти Питера. Да, у нас есть отдельные фильмы, есть режиссеры, операторы, но в целом, профессионального кинопроизводства нет. Здесь нет больших студий, нет денег. Слишком далеко от столицы. В советское и первое постсоветское время в Новосибирске была мощная «Сибирская школа кинодокументалистики», в которую входило несколько талантливых режиссеров, таких как Шиллер, Эйснер, Соломин и другие. Работала крупнейшая за Уралом Западно-Сибирская киностудия, выпускавшая киножурнал «Сибирь на экране» и Новосибирсктелефильм. Постепенно в 1990-ых, 2000-ых годах студии умерли из-за недостатка финансирования и бездарного управления, режиссеры разбрелись по маленьким частным студиям, работают, по сути, у себя в квартирах, получая небольшие субсидии от государства, делают фильмы, порой даже интересные, но почти не имеющие проката. Большинству из мэтров документалистики уже перевалило за 60, молодых талантов мало, фильмов тоже выходит немного. Но все же документальное кино как-то выживает у нас.

3

Что же касается игрового, художественного кино, то его у нас можно сказать, никогда не было — отдельные фильмы все же снимались на нашем телевидении в советское время, но это не имело большого масштаба, в отличии, скажем от Свердловской киностудии.

Удел Сибири — это документальные фильмы и кинохроника, так в свое время решили в Москве. Сейчас же производить кино здесь просто невыгодно — нет ни материально-технической базы, ни специалистов, да и климатические условия не благоприятствуют съемкам, в отличие от Ялтинской киностудии.

Кризис идет по стране, создавать что-то новое здесь с нуля вряд ли кто-то будет. Да и вообще, кино для бизнеса это весьма рискованное направление, в России — просто убыточное. Поэтому ждать появления профессионального кинопроизводства в Новосибирске и Сибири в ближайшие годы не стоит. Единственное, что сделало возможным в последние пять лет снять несколько полнометражных и короткометражных фильмов в Сибири, — это повышение доступности съемочной техники в связи с техническим прогрессом. Теоретически, сейчас кино можно снимать на мобильный телефон и на компьютере монтировать и озвучивать, тут же выкладывая в Интернет, демонстрируя публике. Каждый может делать это. Но все же, как показывает практика, для производства даже небольшого фильма требуется большой бюджет. На сегодняшний день в России расходы на создание среднего художественного фильма составляют порядка 70 млн. рублей.

70 млн руб.
в среднем стоит снять художественный фильм в России

Чтобы сделать фильм профессионально, на высоком уровне, и его могли смотреть с удовольствием зрители, а тем более в конкуренции с западной кино- теле продукцией, которую в основном смотрит наш народ, фильм, помимо интересной истории и талантливых исполнителей нужна нормальная техника и специалисты, умеющих с ней управляться, аренда съемочных павильонов и поездки на всевозможные локации, которые зачастую находятся далеко. Также, после съемочного периода, следует не менее сложный постпродакшн — это монтаж, озвучение, оформление компьютерной графикой и цветокоррекция изображения. Все это очень дорого и в Новосибирских реалиях порой неосуществимо. Делать кино у нас сложно, даже снимая на цифровую камеру, если же делать «настоящее кино», то есть снимать на кинопленку 35 мм, которую используют крутейшие мастера кинематографа, то расходы нужно умножать на 10, включая стоимость импортной пленки Kodak, которая стоит $2.35/метр, (300 метров — это 10 минут фильма), а также расходы на проявку, сканирование, цветокоррекцию, печать, которые делаются только в Москве. Там же находятся все деньги, продюсеры, прокатчики, фестивали.

6

У нас же в городе есть мы — кучка молодых кинематографистов, фанатов, в первую очередь это Филипп Дмитриев, Олег Захаров, Равиль Валиев, Константин Штыхно, Алексей Иванов, Петр Дикарев и другие.

Мы делаем фильмы, в том числе игровые полнометражные, используя цифровые зеркальные фотоаппараты или подобные простые устройства. Снимаются в основном непрофессиональные или иногда театральные актеры, работая порой бесплатно или за небольшие деньги. Сами режиссеры порой не имеют образования и как правило, ничего на кино не зарабатывают. Это здорово, что люди занимаются творчеством, даже появляются любопытные работы. Но все это самодеятельность, кинолюбительство. Было в советское время (и ныне забыто) такое массовое движение. Тогда люди, не имеющие профессиональной подготовки, но любящие кино, брали в руки 8-ми или 16-ти миллиметровые кинокамеры и снимали игровые, документальные фильмы. Это делалось при клубах, заводах, институтах, также были детские кружки, проводились всесоюзные фестивали кинолюбителей. Сегодня, на мой взгляд- это ренессанс кинолюбительства, и не только в Сибири, но и во всем мире, когда каждый сам себе режиссер и оператор, есть возможность демонстрировать это «кино» в интернете, соцсетях, и это круто. Но для того, чтобы оно переросло в профессиональное кино, требуются серьезные вложения в эту отрасль, создание центров кино и подготовка профессионалов.

Так же у нас в городе проходят три крупных ежегодных кинофестиваля — «Встречи в Сибири»- Международный фестиваль документального кино, в котором участвуют не только сибирские документалисты, но и приезжают крупнейшие мировые кинематографисты. Фестиваль молодежного кино «REC», который дает возможность молодым авторам, режиссерам, операторам, прежде всего из Сибири, показать свои работы зрителю и пробиться в мир киноиндустрии, а так же фестиваль «Зеленое яблоко», для студентов и самых начинающих кинематографистов, где никто не будет обижен.

4

Что же касается содержательной части новосибирских фильмов (и игровых и документальных), то здесь есть две крайности- с одной стороны, большое достоинство наших фильмов, за которое надо бороться- это самобытность, некая непосредственность и искренность, которой уже нет в профессиональных московских и тем более голливудских картинах. Писатель Сергей Самойленко ввел термин «сибирскость»- это «особая частица, некий меченый атом, который присутствует в каждом сибирском творце». Наша идентичность. С другой же стороны, эта самая «сибирскость» и «лапотность» не дает выйти нашим фильмам на высокий уровень, в том числе и за пределы Сибири (имеется ввиду международные кинофестивали и успех в прокате). То есть на мой взгляд, надо сохранять нашу стилистику и одновременно делать фильмы, интересные зрителям в любой точке мира, пусть даже малобюджетные, но передающие посыл автора и затрагивающие чувства людей, а не вызывая отторжение от плохого качества или «подражания Голливуду». Есть очень показательный пример фильмов Андрея Звягинцева, к стати, режиссера из Новосибирска, фильмы которого смотрят во всем мире, он получал неоднократно призы на мировых кинофестивалях, а два его фильма недавно вошли в 100 лучших фильмов ХХI века, к стати, единственные из российских.

О подходящем жанре для Новосибирска

Конечно, снимать в Новосибирске масштабные блокбастеры, фэнтези, боевики, пытаясь обогнать Голливуд, бесполезно.

На мой взгляд, и романтические мелодрамы, легкие комедии — это не наш конек: климат и нравы людей в Сибири не те. Для нас характерно скорее суровое, правдивое кино о сибирской жизни, тяжелом каторжно-трудовом прошлом и стремительном настоящем, реалистичные драмы и исторические очерки. И, конечно, документальное кино, простор для которого в Сибири воистину огромен.

Наша удивительная природа- это прекрасный объект для съемок, к стати, мало изученный кинематографистами, в отличии от Африки или Амазонки, но не менее богатый природным разнообразием и интересный для создания фильмов. И конечно же, основное наше богатство — люди, всегда интересные и непосредственные, живущие здесь реальной, порой нелегкой жизнью, и основная задача кинодокументалистов- запечатлеть нашу эпоху в портретах и судьбах наших людей, и здесь огромное количество уникальных реальных историй, которые, порой намного интересней самых изощренных киносценариев и книг.

О современных вкусах потребителя

Если говорить об уровне и вкусах сегодняшнего зрителя — то зритель всегда одинаков, а кино задает планку его вкусов и культуры. Сейчас ее действительно занижают, скажем, уже явно «ниже пояса». Искусство не должно идти на поводу у зрителя, оно должно быть чуть-чуть выше, чтобы люди тянулись к нему, а не наоборот, сваливались в яму. Но с другой стороны, не сильно отрываться от людей и жизни. Тогда оно имеет смысл. И не важно, Тарковский это или Гайдай.

5

Фильмы про супергероев — почему бы и нет? В этом жанре много возможных ходов и интересных решений, можно создать кино, интересное массовому зрителю, благодаря зрелищности, в то же время, можно вложить глубокий смысл и раскрыть характеры героев, психологизм, заставив зрителя думать и переживать.

Что же касается и вестернов, то они могут не ограничиваться тупым боевиком и черным юмором, это лишь оболочка для подачи истории и скрытого смысла.

Кино в будущем

Мне кажется, сейчас в мире и в России большой интерес именно к документальному и независимому кино. Зритель устал от блокбастеров, которые уже на 90% нарисованы компьютерной графикой, людям хочется смотреть реальные истории про реальных людей. Ютуб и видеоблоги можно сказать, тоже являются эволюцией кинодокументалистики в какой-то мере. Хотя это не совсем кино, но все же документальное. Так же через сеть люди могут смотреть фильмы на любые темы, в то время как в кинопрокате и на ТВ почти нет «другого», «неформатного» кино.

Авторскому, независимому кинематографу всегда трудно пробиваться, но сейчас все же немного легче благодаря цифровой технике и интернету его проще делать и продвигать. Есть правда, другая проблема — кризис идей. Причем по всему миру. Мало оригинальных сценариев, каких-то прорывных фильмов. Как будто за 120 летнюю историю кино уже все придумано и снято, от того и делаются ремейки старых классических фильмов, экранизации комиксов, компьютерных игр. Но жизнь движется, и кино вместе с ней, приходят молодые авторы, которые и создадут фильмы об этой новой жизни, ведь в ней материал неисчерпаем. Нужно только уметь чувствовать и видеть.

Напутствие

Молодым кинематографистам я бы пожелал дерзать, не бояться пробовать новое, одновременно учится на старом, воспитывая в себе вкус и культуру. Учитесь не только в институтах, но и друг у друга, участвуйте в кинофестивалях. Помните, чтоу вас в руках такой мощный инструмент и одновременно оружие, такое как кино, которое может, как калечить души зрителей, так и изменять их к лучшему. И у вас, режиссеров, как и у супергероев, большая ответственность за возрождение нового, славного российского кино!

Некоторые фильмы Станислава Шуберта

Stanislav Schubert Director of Photography — Showreel 2015

The Sailing Dreams, documentary, Russia, 2011

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook